ПРИМЕРЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
6.1. Разработка УДО ротора ТНА двигателя
ракетоносителя «ЭНЕРГИЯ»
В начале 80-х гг. в Самарском государственном аэрокосмическом университете (СГАУ) по просьбе представителей КБ «Химавтоматика» была проведена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа по созданию унругодемпфирующих опор для снижения уровня виброактивности ТНА 2-й ступени ЖРД «Энергия». К этому времени СГАУ уже имел опыт проектирования подобных опор для газотурбинных двигателей семейства НК. Опоры представляют собой кольцевые многослойные гофрированные пакеты лепт (рис. 6.1), устанавливаемые в коаксиальное пространство между наружными кольцами подшипников ротора и внутренними поверхностями корпусов машин.
Основными требованиями, предъявляемыми к унругодемнферным устройствам, были малые габариты и вес, высокая надежность и автономность в работе, удобство включения в силовую схему, высокая надежность гашения вибрации при работе в условиях обтекания трущихся частей устройства рабочими средами ТНА — жидким водородом и жидким кислородом.
Некоторые опасения но возможности эксплуатации упругодемпферных устройств сухого трения в условиях обтекания пар трения жидким кислородом были сняты после предварительного расчета термодинамического баланса энергий, вносимых в опоры при трении пакетов пластин и уносимых из опор омываемым компонентом.
Уверенность в эффективности опор, их надежность и работоспособность были нод-
тверждены также созданием опор с уменьшенными габаритными размерами для модельного ротора, подвергнутого всестороннему испытанию па динамическом стенде «Шенк», производства ФРГ, позволяющему выполнять всесторонние исследования УФК опоры при оборотах до 45 тыс. об/мин в вакууме.
Для обеспечения высоких диссипативных свойств демпфера и стабильности его характеристик необходимо полное совпадение гофрированных поверхностей всех лент пакета.
С этой целью все пластины одновременно гофрируются в специальном штампе между цилиндрическими, концентрично расположенными поверхностями, которые имеют волнистую форму, соответствующую профилю гофров. После профилирования пакет подвергается специальной термообработке, фиксирующей форму гофров. По мнению авторов работы [78J, наиболее технологичной является форма гофра, образо
где i? H — радиус окружности, описанной около профиля гофров;
aj — высота гофра в свободном состоянии, у — половина углового шага гофров.
Зная число лепт п, их толщину h и, следовательно, толщшіу всего накега
Н — nh, (6.2)
можно панти радиусы кривизны последнего на его наружной и внутренней поверхностях. Эти параметры необходимы при проектировании приспособления для гофрирования и термофиксации многослойных пакетов.
Для определенности примем, что радиус окружности, описанной вокруг внешних вершин гофров (Ruна рис. 6.1), совпадает с радиусом корпуса опоры, в которую будет устанавливаться гофрированный многослойный демпфер.
Таким образом, при профилировании пакета задаваемыми параметрами являются величины Rw rH, Н, у, а определяемыми: г1н, г, г1вн и Rm (см. рис. 6.1). Параметр г1н определяется по формуле
(6.1) , а остальные — по формулам:
Практика расчета гофрированных пакетов на прочность показала, что минимальные напряжения в пакете будут в том случае, когда величины Rw Гн, г1н близки между собой но величине. Поэтому рекомендуется задавать г1н ненамного меньше величины R.
Практика подбора геометрии гофров с помощью приведенной формулы (6.1) показала, что для RH = 150…250 мм формула дает правильные результаты. Для і? н<150 мм подсчитанные значения радиуса Rlu не дают в некоторых случаях плавного сопряжения или не обеспечивают заданных значений выгиба гофра а^.
В связи с этим задача профилирования гофрированной ленты была рассмотрена более глубоко с учетом стыковки производных линии гофра в местах сопряжения радиусов кривизны. Оказалось, радиусы гн и г1н можно найти только из совместного решения двух трансцендентных уравнений:
2
Rl — 2/?н гн + 2н————— х
гн + Пн
2rH rlHRn IX» + 2(ЯН — а)] — 2гн Пн [2/?н + 2(/?н — )] +
+ rn [RH ~ (RH ~ а) ] Пі (*нПн — 2^н ) — *н *
x(RH — ai)[tfH(/?H — a])-2rH(RH
+ 4/і2(«„ — гн)2 (Ди+’ін)2 $іп2у_0;
(Гн +Г1н)
(*„ — а )2 + + 2(ЛН — «і )Пн — 2/?нг„ —
2/н/іл — 2[(/?и — ) + /jH ](/?н — rjj)cosy —0,
где y, RH и выбираются из конструктивных соображений (задаются). Уравнения (6.6) и (6.7) несложно решить па ЭВМ. К сожалению, существует диапазон параметров, когда система уравнений (6.6) и (6.7) не имеет решений. В этом случае при заданных пара
метрах 1<н, ги и г1н не удается выдержать размер Для этого случая профилирование лепты можно осуществить в виде, показанном на рис. 6.3 — проводят окружность радиуса R* = RH — с центром в точке О|, а места сопряжения скругляют радиусом г.
В качестве радиуса г можно взять величину г1н, подсчитанную но формуле (6.1).
В настоящей работе (см. также 18|) выполнен полный анализ функции ;-]н =/(гн), что дало возможность создания точной рабочей методики определения геометрии гофров с помощью номограмм.
Исследования зависимости rjH = f(rH) значительно упрощается, если привести эту зависимость к безразмерному виду:
(6.8)
Для фиксированного значения параметра а = 22,5 (половина углового шага гофров) с помощью компьютера были построены зависимости rjH = /(гн) для различных значений параметра RB.
При этом диапазон изменения параметра R в исследовании нере-
птоты и точка пересечения с осью правой ветви. Рабочая часть находится между указанными точками справа от асимптоты.
В этой связи расчетная методика определения параметров сопрягаемых гофров должна включать два этапа:
— определение значения параметра гн для асимптоты функции и
нулевого значения функции и нахождение по полученным значениям области определения функции;
— расчет параметров но формуле (6.1) в найденной области определения функции. Значение параметра гн а (абсцисса асимптоты функции) можно определить, приравняв знаменатель формулы (6.8) к нулю:
гна = -—J—- (йв — cos а).
1-cosa
Нулевая точка функции соответствует условию, когда числитель формулы (6.8) обращается в ноль. Отсюда находим значение параметра гно (абсцисса пулевой точки функции):
— _1 l + /?B-2tfBcosa
Лн0 — т ‘ „ ’
2 l-/?Bcosoe
Расчетные работы можно значительно сократить, составив номограммы для нахождения области определения функции Пн =/(гн)
С этой целью на компьютере были выполнены расчеты для значений параметра а, реализуемых на практике: a = 30° — шестинролетпый демпфер; a = 22,5° — восьмииролетный демпфер; a = 18° — десятинролетный демпфер; a = 15° — двепадцатипролетный демпфер; a = 11,25° — шестпадцатипролетиый демпфер; a = 10° — восемнадцатинролетиый демпфер.
В качестве примера на рис. 6.5 рабочая зона (область определения функции) для параметра a = 22,5 показана заштрихованной.
Как уже указывалось выше, из прочностных соображений следует стремиться задавать значение параметра, близким по величине к значению параметра R}VВ этой связи рекомендуемая рабочая зона определена на рис. 6.5 двойной штриховкой.
Порядок пользования номограммой следующий.
^
1. Находим действительное значение параметра RB: Rm — ——.
RH
Рис. 6.5. Зависимости г- /(/?в) для различных значений параметра п: 1 — п=6; 2 — /2=8; 3 — 72=10; 4 — 72=12; 5 — 72=16; 6 — 72=18 |
2. Для заданного значения параметра а (половина углового шага гофров) находим — на рис. 6.5 правую и левую ветви номограммы.
3. Через точку Явд проводим прямую, параллельную оси ординат.
4. Выбираем на этой прямой любую точку между правой и левой ветвями номограммы.
5. Определяем соответствующее значение параметра гид и находим
*н — йщ^н ■
6. Подсчитываем по формуле (6.1) значение сопрягаемого радиуса /|Н.
Обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы.
1. Приведение функции Г]п = /(‘н) к безразмерному виду предопределило возможность полного анализа ее поведения в исследуемой зоне.
2. Анализ функции позволил построить простую и однозначную методику определения радиусов сопряжения гофров.
3. Предложенная методика выявляет оптимальный (с точки прочности лепт) профиль сопрягаемых радиусов гофров, что приводит к снижению уровня напряжений в лентах пакета и увеличению в этой связи ресурса демпфера.
Исходя из заданных габаритных размеров опор, было проработано несколько вариантов демпфирующих пакетов для опор модельного и натурного роторов ТНА.
Геометрические размеры проработанных вариантов с учетом обозначений рис. 6.1 сведены в табл. 6.1 и 6.2.
Таблица 6.1 Геометрические размеры гофрированного пакета демпфера модельного ротора
|
Таблица 6.2 Геометрические размеры гофрированного пакета демпфера натурного ротора
|
В расчетах принято, что угловой шаг гофров а=45°, число пролетов п (число полных волн гофров) равно 8, высота гофров в свободном состоянии = 1 мм, суммарная толщина пакета для модельного ротора Н = 6 мм, а для натурного ротора Н = 8 мм.
Прежде чем выбрать по одному оптимальному варианту демпфирующих пакетов для модельного и натурного роторов, необходимо было рассчитать пакеты лепт па прочность. Точной методики расчета па прочность лент гофрированного пакета в настоящее время не существует. Однако есть приближенная методика, которая используется па ряде предприятий. Эта методика не учитывает трение между слоями пакета при расчете их па прочность. С учетом такого допущения напряжения в лептах определялись соотношениями между их кривизной в свободном и деформированном состоянии. При этом за предельное деформированное состояние пакета берется такое, когда пакет полностью выпрямлен вибратором и его кривизна совпадает с кривизной рабочих поверхностей корпуса демпфера.
Расчетными точками для наружной ленты являются точки и а для внутренней — С и D пакета, показанного на рис. 6.6.
При изгибе балки форму ее упругой линии можно определить при помощи выражения
— = — , (6.9)
Р EJ. X
где М — изгибающий момент в данном сечении; Е — модуль упругости материала; J — момент инерции поперечного сечения одной лепты относительно нейтральной оси, перпендикулярной к
Рис. 6.6. К расчету гоф — плоскости изгибающего момента; — — рированного демпфера на р
прочность изменение радиуса кривизны.
Максимальное напряжение при изгибе возникает в точках, наиболее удаленных от нейтральной оси ленты:
М
Выразив і из соотношения (6.9) и подставив его в (6.10), получим:
J х
(ели
по формулам: |
Eh О А = —— . 2р л ’ |
(6.12) |
Eh Or — 2Р в ’ |
(6.13) |
|
Eh ос =———- • 2рс ’ |
(6.14) |
|
Eh о D =——— 2pD’ |
(6.15) |
|
1111 где Рл Р вР Pd |
— изменение радиусов кривизны в |
соответ- |
ствующих точках при |
изгибе лепты. |
О |
шах |
На основании (6.11) напряжения в точках, D определятся |
Рассматривая самый неблагоприятный случай, когда зазор полностью выбран, в точках А, В, С, D радиусы кривизны соответственно будут равны Ru, RBH + //, RH — //, RBH. Окончательно выражения для определения изменений кривизны будут иметь вид:
1 |
1 |
1 |
|
Р А |
>н |
; |
(6.16) |
1 |
1 |
1 |
|
Р В |
>1н |
Явн + Н ’ |
(6.17) |
1 |
1 |
1 |
|
Р С |
^1вв |
«вн ’ |
(6.18) |
1 |
1 |
1 |
|
Pd |
^вн |
Ru-H• |
(6.19) |
В качестве материала гофрированных лепт была использована сталь СН-2. При твердости HR15N 78,5—81 она имеет предел прочности gd = 1900 МПа и предел текучести а02 = 1760 МПа. При коэффициенте запаса прочности п = 1,5 допускаемое напряжения для этой стали равно [о] = 1173 МПа. Проведя расчеты напряжений в указанных точках многослойных пакетов с использованием допускаемого напряжения для используемой стали, были выбраны оптимальные варианты профилирования для модельного и натурного демпферов. Так, например, для натурного демпфера был выбран вариант № 3 (см. табл. 6.2). При этом пакет состоял из 20 лепт толщиной h = 0,4 мм. В опорах ТНА демпфер дополнительно комплектовался тремя гладкими лептами со стороны подшипника.
Для теоретических расчетов унрушдемпфирующих характеристик в работе использовалась созданная в СГАУ методика расчета, приведенная в [107, 131]. С ее помощью было проведено исследование влияния радиального зазора 5 на средпециклическую жесткость С и коэффициент рассеи — ваїшя |/, равный отношению рассеянной циклической энергии демпфера к величине потенциальной энергии деформации [131]. Результаты исследований показаны па рис. 6.7, 6.8. Исходные данные к рис. 6.7, 6.8: 6 = 41 мм; £ср = 39 мм; = 1 мм; h = 0,4 мм; п = 20; = 8; / = 0,1; у = 22°30′;
Е = 2-Ю4 кгс/мм. Было предложено регулировать демпфирующие и жесткостпые характери ста ки в процессе доводки машины путем изменения количества гладких лепт без изменения размеров опоры.
Рнс. 6.8. Зависимость коэффициента рассеивания демпфера с гофрированным пакетом от амплитуды смещения вибратора и радиального зазора: 1 — 8=0,4 мм; 2 — 8=0,5 мм; 3 — 8=0,6 мм; 4 — 8=0,7 мм;
5 — 8=0,8 мм
Проведен также большой цикл экспериментальных исследований созданных опор с многослойными пакетами лепт. Для этого был со-
здан комплекс установок, позволяющий испытывать демпфирующие устройства с различной циклической нагрузкой, радиальными зазорами и условиями нагружения [44, 47, 56, 99J.
На рис. 6.9 показано ноле петель гистерезиса опоры с многослойным гофрированным демпфером, полученное для разных амплитуд циклически изменяющейся силы Р.
На рис. 6.10 и 6.11 показаны зависимости средпециклической жесткости и коэффициента рассеивания опоры с многослойным гофрированным демпфером от амплитуды циклической силы. Здесь же для сравнения приведены соответствующие кривые, полученные экспериментально для опоры с упругим кольцом с выступами (кольцо Аллисона), которое планировалось использовать при проектировании ТНА. Как видно из рис. 6.11, демпфирующие свойства опор с многослойными пакетами значи-
тельно превышают аналогичные характеристики известных упругодемпферных опор с кольцами Аллисона.
Для повышения качества унругодемпфериых опор гофрированного тина была проведена работа но исследованию влияния допусков па изготовление деталей демпфирующего устройства на повторяемость характеристик в условиях серийного производства.
Выявлены параметры, которые существенно влияют па уровень разброса свойств. Для них были указаны оптимальные допуски па изготовление [109J. К таким параметрам отнесены радиальный зазор сI и первоначальная высота гофров а^.
Испытания ТНА с унругодемнферпыми опорами гофрированного типа па динамическом стенде в КБ «Химавтоматика», а также огневые испытания и последующие летные испытания показали высокую эффективность созданных средств виброзащиты. По высказыванию бывшего руководителя КБ «Химавтоматика» академика РАН А. Д. Конопатова,
коллективу удалось получить самый «спокойный» ТНА из всех изделий, созданных предприятием.
На рис. 6.12—6.14 приведены фото результатов внедрения в промышленное производство разработок унругодемифериых опор, выполненных при непосредственном участии автора.
В связи с изложенным можно сделать следующие выводы.
1. В ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в СГАУ были созданы конструкции высокоэффективных упругодемпферных опор с многослойными пакетами гофрированных
лент, которые обеспечили низкую виброактивность водородного тур — бопасосного агрегата.
2. На базе созданных методик проведено профилирование геометрии многослойных пакетов лент демпферов, выполнен цикл прочностных расчетов и исследование упругодемпфирующих характеристик опор. Расчеты показали, что демпфирующие свойства значительно (в 2,5—3 раза) превосходят аналогичные характеристики известных уп — ругодемнферных опор с кольцами Аллисона.
3. Выяснено, что упругие характеристики опор с многослойными гофрированными демпферами являются нелинейными «жесткого» типа. Степень жесткости опор зависит от радиального зазора и высоты гофров в исходном состоянии.
4. Создан комплекс экспериментальных стендов, позволяющий с высокой точностью определять упругие и демпфирующие характеристики кольцевых опор роторов турбомашин. Стенды внедрены на предприятиях авиакосмической техники и в исследовательских учреждениях.
5. Опыт внедрения и промышленного применения дает возможность сделать заключение о высокой эффективности разработок и рекомендовать многослойные гофрированные упругодемнферные опоры к широкому применению на железнодорожном транспорте.